Пока зритель загорает на даче, производители театрального продукта собираются, чтобы думать тяжкую думу. В разгар жары в новосибирском Доме актера кипят страсти: собравшиеся там разве что водой друг в друга не брызгают, хотя бутылками с минералкой уставлены все столы.
Народный артист из Москвы в пух и прах разделывает чиновников от культуры – и, не теряя самообладания, уходит репетировать ледовое шоу.
Какой может быть театр в 30-градусную жару? Отгремели фестивали, закрылись сезоны, утихли споры. Зрители забыли о театре до осени. Но режиссеры не забыли о зрителях. Они продолжают искать оптимальный путь к аудитории – через препоны и тернии.
На днях художественный руководитель петербургского Александринского театра народный артист РФ Валерий Фокин привез в Новосибирск свою золотомасочную "Женитьбу", где веет холодом зимы. Персонажи разъезжают по сцене на коньках, как участники "Ледникового периода". Но дело не в этом. Свой гастрольный визит Валерий Фокин использовал как повод собрать коллег на открытую дискуссионную площадку для разговора о насущном. В конце прошлого года он возглавил Гильдию театральных режиссеров России и начал борьбу за сплоченность цеха и престиж профессии. С этим призывом и обратился к участникам, раскаленным не от жары, а от гнева за судьбу театра. Атмосфера встречи свидетельствовала о том, что театр – самый больной из всех общественных организмов. Фокин честно сказал, что всех проблем в одночасье не решить, но надо же, товарищи, что-то делать!
Что удивительно, пришли на эту встречу и зрители. Те, которые смотрят все премьеры, посещают секцию критиков, участвуют в дискуссиях. Выходной день, но их не манит на дачу: важнее послушать Фокина, великого и могучего, и разобраться в том, что же на самом деле происходит по ту строну рампы. Профессиональное сообщество было представлено несколькими городами: приехали Жанна Пономарева из Читы, Анатолий Баскаков из Улан-Удэ, Александр Свешников из Стерлитамака, Олег Пермяков из Барнаула. С ними объединились ведущие режиссерские силы новосибирской (принимающей) стороны: Сергей Афанасьев, Алексей Крикливый, Павел Южаков, Тимур Насиров, Сергей Миронов, директоры Борис Мездрич и Леонид Кипнис. Остальные – на гастролях, что доказывает живучесть и несгибаемость репертуарного театра, несмотря на вредоносный 83-й федеральный закон, отнявший возможность нормально жить и развиваться.
– Театральная психология очень тонка. Чиновники ничего не понимают в этом! Им кажется, что театр – дело простое и грубое. Им важны показатели – количество спектаклей и зрителей, а художественная сторона, которая требует процесса, времени, как минимум сосредоточенности, уходит из их интересов. Казалось бы, минкульт должен защищать нас от минфина, происходит же все наоборот, – высказал наболевшее Валерий Фокин.
Порцию гнева в адрес властей выплеснул Сергей Афанасьев. По правую руку от Дома актера стоит его недостроенный театр, половину здания которого уже обжил банк, а по левую – сидят в кабинетах те, кому на это плевать.
– Десять лет вся страна ждет, простите за глобализм, когда построят театр. Ни мэру, ни губернатору не стыдно каждый день ездить на работу мимо недостроенного здания! Калягин три письма писал губернатору – никакого ответа. Бросить этот театр не только бесхозяйственно, но и антинародно. Если у правительства нет такого юридического механизма, грош цена такому правительству, – заявил Сергей Афанасьев.
Самое интересное, что правительство сидело рядом с Афанасьевым. Нельзя сказать, что ни один мускул не дрогнул у министра культуры Новосибирской области. Наталья Ярославцева взволнованно выслушала филлипику и выступила с речью в защиту чести мундира. А именно: потребовала от театральных деятелей конкретные предложения для областного закона о культуре.
– К первому июля представьте мне готовую концепцию по культуре. Мы должны прописать все нюансы, и 20 августа на правительстве будет утверждаться этот законопроект, – велела она.
Изменит ли новый закон положение в театре, наверняка обсудят на следующей Гильдии. А пока – ощущение катастрофы, неминуемой при разобщенности режиссеров и произволе чиновников. "Как в сумасшедшем хаосе сохранить себя?" – вот в чем вопрос.
Гильдия режиссеров, разумеется, театральную рутину не взорвет. Но она готова оказывать юридическую поддержку, помогать в трудоустройстве молодым специалистам и, что немаловажно, защищать авторские права. Режиссеры, оказывается, самые бесправные деятели. У них не только отнимают театры, но и производят надругательства над их творениями. Валерий Фокин отметил, что после выпуска спектакля каждый может делать с ним все что угодно - менять, переделывать и разрушать. Во избежание произвола спектакль должен стать объектом авторского права. То есть режиссерское решение спектакля должно быть записано и зафиксировано как авторское произведение.
В общем, путь к зрителю тернист и ухабист. Власть вставляет палки в колеса – режиссеры объединяются в гильдию. Спасение утопающих – дело рук самих режиссеров.
Другие статьи автора: |
---|
25.01.2016 Мертвые души: хором о России |
08.01.2016 «Выживший»: Ди Каприо превратился в супергероя |
27.12.2015 «Агенты праздников»: «ХА!МЫ!» взорвали бомбу |
24.12.2015 Реставрация событий: война, деньги, медали |
12.12.2015 «Поколение Маугли»: ищи свою правду |
11.12.2015 Рождественский фестиваль: вторая молодость возможна |
Заметили ошибку в статье? Выделите нужный фрагмент и нажмите Ctrl и Enter
просмотров: 6877 | комментариев:0