Главная героиня, выпускница университета Маша Крапивина, поступает на службу в Ленинградский Уголовный розыск, основу личного состава которого составляют прошедшие войну опытные оперативники.
На первом же допросе бандит заявляет ей, что в отделении орудует «крот», концентрироваться на работе мешают непростые личные отношения с двумя операми — Маша не может определиться, кто ей нравится больше, а в довершение всего расследование, которое она ведет, открывает ее личную семейную тайну.
На этом фоне Маше приходится расследовать убийства, ограбления, поджоги и вооруженные налеты, вести допросы и в каждом деле доказывать коллегам свою профессиональную состоятельность, а также раскрыть тайну пропавшей драгоценности.
Послевоенный Ленинград, 1958 год. Уголовный розыск, в котором служат суровые опера, не так давно вернувшиеся с фронта. Руководит ими начальница отдела Паулина Иваненок, списанная с реального прототипа — комиссара Паулины Ивановны Онушонок, работавшей начальником милиции.
«Онушонок была известна тем, что за несколько месяцев покончила со знаменитой лиговской преступностью. Сама ходила на смелые криминальные вылазки, переодевалась в мужскую одежду, собирала оперативную информацию. И наша героиня Паулина Мартыновна Иваненок, в исполнении великолепней Юлии Ауг, тоже получилась сложным персонажем», — рассказала Первому каналу режиссер картины Оксана Карас.
Маше Крапивиной в таких условиях работать нелегко. Помимо трудностей общения с коллегами, среди которых преобладают мужчины, ей приходится испытывать и чисто бытовые неудобства, о которых, кстати, в кино говорят редко, а меж тем все это было частью жизни рядовой советской женщины. И это не только необходимость доставать из под полы ткани на платье, но и проблемы с женскими уборными.
Казалось бы, смешной элемент! Маша жалуется начальнице, что ей приходится бегать в туалет в соседнее здание, а между тем именно так порой приходилось работать многим советским женщинам в помещениях, где дамские уборные попросту отсутствовали. И как сохранять лицо в таких условиях и доказывать свой профессионализм?
«Режиссеру всегда интересно провести героя через какие-то перипетии и трудности, чтобы в финале все увидели полностью изменившегося персонажа. Когда тебе 20 лет, ты представляешь себе жизнь в розовом цвете, а потом проходишь через ряд испытаний и становишься совершенно другим человеком — и мир вокруг меняется вместе с тобой. Поэтому в первую очередь меня это история привлекла не как детектив, а как драма взросления», — рассказала Оксана Карас.
Сериал «Отличница» обещает быть весьма интересным хотя бы по задействованному ансамблю актеров, режиссера и сценариста. Сюжет картины был написан уроженцем Кызыла Дмитрием Новоселовым, автором нескольких громких проектов, в том числе и работой над новой версией «А зори здесь тихие…»
Для режиссера Оксаны Карас «Отличница» — третий сериал, и первый, над которым она снимала полностью, а не работала над отдельными эпизодами. Но в ее биографии есть проект куда более громкий: фильм «Хороший мальчик», с Семеном Трескуновым, Константином Хабенским и Михаилом Ефремовым, который в 2016 году завоевал гран-при «Кинотавра». И пусть это не «Оттепель», но картинка очень похожа.
Главную роль сыграла Яна Гладких, известная по сериалам «Город», «Небесный суд», «Прощай, любимая…», «Куприн. Яма». Лучшую подругу Маши, Гутю, которая постоянно пытается устроить личную жизнь главной героини, играет Таисия Вилкова. К 20 годам в ее активе уже более 20 ролей, в том числе в таких проектах, как «Гоголь. Начало», «Вангелия», «Фарца», «Григорий Р.» «Деффчонки».
Коллегу Маши, влюбленного в нее капитана Петрова, сыграл звезда «Оттепели» Александр Яценко. На его счету две награды «Кинотавра» за лучшую мужскую роль (в фильмах «Аритмия» и «Мне не больно»). Но основное внимание зрительниц будет направлено, конечно же на Никиту Ефремова, яркого представителя актерской династии.
«Отличница», специально смонтированная Оксаной Карас в двухчасовой фильм, открывала фестиваль «Движение» 2017 года. Критики включали сериал в списки самых интересных новинок телесезона, отмечая, что это редкий пример сериала о советской эпохе, рассчитанного на молодежную аудиторию, а также яркое авторское кино, которое придется по вкусу широкому зрителю.